Классный час разработан учителем начальных классов МБОУ СОШ №11 а.Ходзь Афашаговой М.Б.
Тема классного часа и его содержание должны стать известными ребятам только в процессе его проведения. Важен эффект неожиданности.
Наилучшим представляется вариант проведения этого мероприятия совместно с социальным педагогом: присутствие нескольких взрослых настраивает ребят на серьезные размышления и ведет к осознанию ответственности за свои шаги в жизни.
Тон разговора должен быть выдержанный, уважительный, но с внутренним эмоциональным накалом. В этом мероприятии классный руководитель должен выразить свое отношение к конфликту.
Ход мероприятия
В начале мероприятия двум ученикам (абсолютно разным, возможно, несовместимым друг с другом или даже подозреваемым в совершенном проступке) даются карточки с одинаковым, не известным никому в классе заданием. А задание такое - "смоделировать человека" с двумя-тремя серьезными недостатками, которые автор ни при каких условиях не принимает в людях (задание выполняется на компьютерах и потом выводится на интерактивную доску).
В это же время все остальные ребята заполняют анкеты, выданные им заранее.
Анкета "Каким человеком я себя вижу"(Анкета подписывается по желанию.)
1. Что значит "обидеть человека"?
2. За что, по моему мнению, можно обидеть человека?
3. Каким способом можно нанести обиду?
4. Обижаю ли я окружающих меня людей?
5. Когда подобное случилось со мной в последний раз?
6. Извинился ли я, осознав свою вину?
7. Обижают ли меня?
8. Когда подобное случилось со мной в последний раз?
9. Извинились ли передо мной?
10. Как поступаю я, если при мне обижают другого человека?
Комментарии к полученным ответам на вопросы анкеты (их зачитывает сразу классный руководитель - важен полученный общий фон в классе) дает социальный педагог. Обсуждаются вопросы:
• Как мы относимся к обидам, которые наносят нам и наносим мы?
• Как мы реагируем на то, когда обижают других?
• За что обижаем мы и за что обижают нас?
На классной доске для наглядности можно параллельно строить схемы, выводимые из полученных ответов.
Очень важно, если это не прозвучит в ответах ребят, подвести их к выводу о том, что часто ситуация обиды вызвана пустяками, но, к сожалению, бывают отвратительные случаи, когда причина этой ситуации более серьезная: например, зависть или оскорбление.
Перед классом ставится вопрос: можно ли жить, не нанося друг другу обиду?
Для нахождения на него ответа к интерактивной доске приглашаются ученики, выполнявшие индивидуальное задание. Сначала ребята оценивают серьезность смоделированных "недостатков", если необходимо - корректируют их; потом, разбившись на 4 группы, включаются в деловую игру (3-4 мин отводится на обсуждение, 2 мин - на презентацию своих вариантов решений и ответов на возможные вопросы других участников).
Подвести итоги игры целесообразно предложить кому-нибудь из ребят (возможно, лидеру класса).
В выступлении должно быть озвучено два важных момента: какова коллективная позиция класса и насколько она правильна.
Далее классный руководитель задает вопрос:
- Кто из ребят догадывается, почему вдруг выбрана именно эта тема сегодняшнего классного часа?
Если вдруг что-то мешает ребятам говорить, можно констатировать, что в классе произошло ужасное ЧП. В любом случае второй вопрос обязательно адресуется всем ребятам: "Ответьте на вопрос честно. Поднимите руки те, кто знал, что произошло". (Поднятые руки и их количество дадут классному руководителю новую информацию для размышления.)
На интерактивной доске (для большего эмоционального воздействия) открыта презентация, подготовленная педагогами: Что плохого в произошедшем конфликте?
1. Человеку анонимно нанесено незаслуженное тяжелое оскорбление.
2. Боль от совершенного отразилась на многих людях.
3. Человек, совершивший злодеяние, нанес обиду и себе самому.
4. Пострадавший человек остался один на один со своей бедой.
5. Молчание окружающих означает, что:
• они потакают злу;
• возникает повод подозревать в содеянном каждого, т. е. не доверять никому.
1. Ты хотел бы оказаться на месте пострадавшего?
2. Конфликт возник, потому что:
• кто-то решил, что он имеет право обидеть другого, абсолютно равного ему человека;
• этот кто-то считает, что демонстрирует своим поступком свою силу и исключительность;
• кто-то вовремя не задумался о серьезности совершаемого им;
• кто-то решил, что его это не касается.
Очень кстати дополнит презентацию рассказанный взрослыми какой-либо похожий жизненный случай или прочитанный отрывок из художественной литературы (например, сон Раскольникова в эпилоге романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" - конечно, с комментариями учителя).
Заключительные слова классного руководителя: "У сегодняшнего классного часа будет домашнее задание. Его можно выполнить в течение трех дней (это время нужно классному руководителю для определения дальнейших мер): каждому необходимо один на один, с товарищами, с родными подумать и обсудить наш конфликт и участие конкретно каждого из нас в нем.
• В чем виноват или не прав я?
• Как это поправить?
• Как сделать так, чтобы подобное больше не повторилось ни с кем?
Особое домашнее задание для провинившегося: найти в себе мужество самому признаться в проступке, найти слова извинения для Полины и всех, кому принес страдание, дать себе слово никогда больше такого не повторять".
Классный час начался с моего сообщения, что, скорее всего, Полина уходит из школы. Спросила, догадываются ли ребята, по какой причине это произойдет, знают ли они, что случилось в коллективе? Подняли руки примерно половина ребят. Не помню, были ли среди них виновные... Я сдерживала свою реакцию: кто знает - молчит (правда, Полина говорила, что кто-то подходил к ней с сочувствиями), а другая часть ничего не ведает о том, что рядом страдает их одноклассница... Помогла интуиция. Рассказала свою давнюю историю. В эпоху "пристального внимания к письмам трудящихся" в разные инстанции города пришло письмо (якобы за моей подписью) о беспорядках в школе. Очень быстро обнаружили, что подпись подделана, но мне пришлось давать какие-то объяснения. Не это было самым страшным. Я знала, что человек, написавший этот пасквиль, - в нашем коллективе, смотрела на каждого и так же, как сейчас, всех подозревала.
Далее мы говорили, что, помня о презумпции невиновности, никому не предъявляем обвинений, что хотим только, чтобы извинились (один на один!) перед Полиной, что не продолжим публичного разбора ситуации, если найдут в себе мужество повиниться, что наказания никакого не последует, потому что все достаточно наказаны случившимся. Отдельные слова адресовали невиновным в проступке, пытаясь объяснить, что молчание в такой ситуации - прямое соучастие, которое в любую минуту может обернуться против каждого их них. Ребята молчали. Но показалось, что дети задумались о случившемся.
Очень неожиданная реакция последовала в тот же день: бабушка Полины сообщила, что после собрания к внучке подошел одноклассник и извинился. Он очень волновался, говорил, что осознал, что просит прощения - но только за себя одного, о тех, кто был рядом с ним, говорить не будет. Еще сказал, что решение совершить все пришло спонтанно, от безделья, и он виноват в том, что, не думая, поддержал его, что не наказания он боится, а просто стало стыдно. В том разговоре бабушка решилась назвать имена двух других ребят. Ничего нового для себя я не открыла: если бы меня спросили, кто может преступить в определенных условиях нравственную черту, я назвала бы эти имена. Но не предполагала, что один из них способен раскаяться. Это был урок мне и, конечно, радость, что человек меняется к лучшему. |