Урок «Экономика и экология» проводится по окружающему миру в 3классе, УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А. . Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика». В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найдут причины и пути решения данной проблемы.
Тема: Экономика и экология.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 класс, УМК «Школа России».
Учитель: Афашагова Марьяна Бислановна
Оборудование:
презентация к уроку;
компьютер, проектор, экран, ноутбук
Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.
Место урока в образовательном процессе
Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2012г.
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».
Технологическая карта изучения темы
Тема:
Экономика и экология.
Тип урока по целеполаганию:
Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока:
1. Познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии
2. Дать учащимся представление о второй стороне экономики.
3. Показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.
Задачи урока:
образовательные:
-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,
-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.
2. развивающие:
- содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;
- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;
- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
3. воспитательные:
- создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
- создавать атмосферу радости от совместного труда.
Основные термины и понятия темы:
«Экологическая катастрофа», Экономика. Экология.
Личностные УУД:
-Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные результаты:
знать об «экологической катастрофе»,
«экономике»
- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;
- приводить примеры;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными понятиями,
- высказывать свое предположение;
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ход урока.
1 этап: Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.
1.Организация учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель: - Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости! А теперь повернитесь к гостям. Поприветствуйте кивком головы. Садитесь.
Сегодня урок буду вести я, Марьяна Бислановна.
Повернитесь и прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу и опустите ладошки.
Дети настраиваются на урок.
2 этап: Актуализация знаний, целеполагание.
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.
Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.
Учитель: Итак, ребята, какое у нас было домашнее задание?
Д:-Подготовить проекты о промышленности нашего края.
У:- Кто самый смелый и начнет отвечать?
( Слушаем ответы детей)
У: - Ребята, вы хорошо рассказали о промышленности нашего края.
У:- В будущем возможно многие из вас будут работать в разных отраслях промышленности. Может кто-то из вас откроет свое дело, своё предприятие. Если вдруг решитесь открыть своё дело, о чём в первую очередь вы подумаете? ( деньги, достаток, жить в роскоши…)
У:- Всё это очень важно, но ещё важнее продумать к каким последствиям может привести деятельность человека. Все отрасли промышленности составляют ЭКОНОМИКУ. (вывесить табличку «Экономику» на доску)
Повторение понятия «экономика».
Экономика - хозяйственная деятельность общества.
Для чего нужна экономика?
Для удовлетворения потребностей человека
2.1Чтение учителем высказывания В.А. Сухомлинского о природе под музыкальное сопровождение.
- Ребята, хочу ознакомить вас с высказыванием великого педагога В.А.Сухомлинского. Внимательно послушайте, и скажите, какие мысли у вас возникают при прослушивании?
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
-Эти слова принадлежат великому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Учитель: − С каким настроением вы слушали это высказывание? Какие мысли у вас возникли при прослушивании?
Вывод:
- Что человек без природы не может существовать.
- Тот человек – кто чувствует природу.
- Человек и природа – едины.
- Нужно замечать красоту вокруг себя и беречь.
- Беден тот человек, кто не чувствует себя частью природы.
Молодцы!
−Давайте смотреть дальше.
(идёт просмотр об экологических проблемах)-3слайд
Учитель:− изменилось ли у вас настроение? Почему?
-Что вы увидели?
-(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)
-как вредит дым окружающий среде, людям?
-Как влияют на состояние окружающей среды сточные воды?
Это интересно:
Клен выделяет в год 2 кг. кислорода, а вязь в 7 раз больше. Сколько кг. кислорода выделяет вязь. (2*7=14 кг. кислорода)
Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. А сколько литров чистой воды приведет в негодность 2 литра сточных вод.
Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.
-Что может случиться в будущем, если это не остановить?
Экологическая катастрофа (4 слайд)
Кто в этом виноват?
-Человек!
- Какая наука занимается предотвращением этого?
-Экология! (Вывесить табличку «Экология»)
Ученики отвечают, высказывают свои предположения.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают высказывание.
Отвечают на вопросы учителя.
Повторение понятия «экология».(5 слайд)
Учитель: - Что такое экология?
Экология - это наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме.
А теперь кто мне скажет, как звучит тема нашего урока? (Экономика. Экология)(6 слайд)
Отвечают на вопрос учителя.
3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.
ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе, в воде, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
–Сегодня на уроке мы поговорили с вами о двух сторонах экономики.( 7 слайд)
-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде. (Слайд 8)
-У нас существует проблема – какая? (нанесение вреда природе, глобальные экологические катастрофы)
Показ слаидов.
Ребята,очень много катастроф происходит на нашей планете Земля. Одним из таких катастроф является гибель Аральского моря.
Что такое гибель? Гибель- это уход из жизни, уничтожение, высыхание. И вот что произошло с Аральским морем. Слайды 9-10.
1.Аральское море до усыхания являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда Минсельхоз СССР стал забирать большую часть стока Сырдарьи и Амударьи в каналы, орошающие хлопковые и рисовые поля на территории Узбекистана и южного Казахстана. В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляла около четверти первоначальной, а объем воды - около 10 %.
Слайды 11-12.
Самая большая катастрофа, которая произошла на территории Украины – это взрыв Чернобыльской АЭС
Чернобыльская катастрофа - произошло разрушение четвертого энергоблока АЭС, расположенной на территории Украинской ССР (ныне - Украина). Реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу.
Эта катастрофа произошла 26 апреля 1986 года, и в этом году 30 лет, как прозвенел этот взрыв, который унёс множество жизней, и до сих пор видны последствия этой трагедии.
Слайд 13.
Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе
Авария, произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе и со временем переросшая в техногенную катастрофу сначала локального, затем регионального масштаба, с негативными последствиями для экосистемы региона на многие десятилетия вперед.
Таким образом, основное противоречие между экономическим и экологическим развитием заключается в том, что, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.
В чём вы видите решение проблемы
Попробуем выявить причины этой проблемы и
найти пути решения
14 слайд.
Что мы с вами можем сделать для
экологического благополучия нашего района.
15 слайд.
Вывод: Экономика должна быть полезной
- Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.
Физминутка (муз.сопр. № 1)
Повторяют движения вслед за учителем.
4. Практический этап. (Работа по учебнику, тетрадям).
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний.
Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника.
- А сейчас, внимание!
- Откройте учебник на странице 79, посмотрите на иллюстрацию. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в этом месте.
- Что вы видите? ….. (говорят).
Д: Случилась беда.
- Какая?
Д: Экологическая катастрофа.
- Какие живые существа пострадали от аварии нефтеналивного танкера?
Д: рыбы, морские моллюски, крабы, водоросли.
- Да. Все верно. Окрыли рабочие тетради на стр.51 и записываем ответы на задание № 1.
(в тетрадях пишут, во время письма похвалить “Как красиво!”).
- Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать.
Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.
5.Рефлексивно-оценочный этап.
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
1.) Подведение итогов в форме «Анкета» Слайд № 16.
2.) эволюция деятельности (оценивание идей)
-Ребята, вы наше будущее и оттого, как вы будете учиться, а в дальнейшем работать промышленниками, экологами, учителями, водителями зависит будущее вашей малой Родины, нашей страны, нашей планеты.
-И чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы необходимо в первую очередь начать с себя. Сегодня вы очень хорошо потрудились и показали, что за будущее нашей планеты не надо беспокоиться
планета Земля улыбается. Слайд № 17.
Домашнее задание. Слайд №18.
- Открыли дневники.
Для всех: с.79-84 (пересказ).
По выбору: Выполнить иллюстрацию “Что делает наш район красивым?”. Приготовить сообщение “Как разумно использовать природные богатства”.
Наш урок подошел к концу.
- Хочу поблагодарить всех за работу на уроке, (кто не получил оценку, в следующий раз я вас обязательно послушаю).
Ребята, а сейчас давайте споем песенку о природе, и завершим наш урок.
продвижение сайтов seo раскрутка сайта обеспечение По всем возникшим вопросам Вы можете обратиться в скайп логин SEO PRO1 мы с удовольствием ответим на все интересующие вас вопросы...Анализ вашего интернет-проекта бесплатно